На главную страницу Администрация Наволокского городского поселения:
155830, Ивановская область, Кинешемский район,
г.Наволоки, ул.Ульянова, д.6а
Тел.: (49331) 97-911, факс: (49331) 97-911
Email: adminngp@navoloki.ru
 
 Поселение 
 Совет 
 Администрация 
 Муниципальный контроль 
 Экономика 
 Соц.сфера 
 ЖКХ 
 Мун. услуги 
 Информация 
 ТОР Наволоки 
 МСП 
 Противодействие коррупции 
 Благоустройство 
Новости Администрации
Главная Поиск Написать письмо Карта сайта Версия для печати


Новости
Фотогалерея
Доска объявлений
Контактная информация
Служба "01" сообщает
Волжский межрегиональный прокурор разъясняет
Формирование городской среды
Кинешемская городская прокуратура разъясняет

Поиск по сайту


Авторизация

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?



Своих не бросаем

Детский абонемент Наволокской библиотеки семейного чтения открывает Неделю православной книги. «Научи своё сердце добру».


Детский абонемент Наволокской библиотеки семейного чтения   открывает Неделю православной книги. «Научи своё сердце добру». 15.03.2021

Детский абонемент Наволокской библиотеки семейного чтения открывает Неделю православной книги. «Научи своё сердце добру».

  У нас вы можете познакомиться с книгами о доброте, милосердии, узнать библейские и евангельские легенды, перечитать «Библию» и «Новый завет», окунуться в обычаи православных праздников и даже заглянуть в «Церковнославянские прописи для детей», по которым обучались наши предки.

Мы дружны с печатным словом, 
Если б не было его, 
Ни о старом, ни о новом 
Мы не знали 6 ничего! 

14 марта – День православной книги.

   Этот день приурочен к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Фёдорова «Апостол», вышедшей в свет 1 марта (14 марта) по григорианскому календарю 1564 года. Отмечается с 2010 года.

   Праздник по задумке организаторов не противопоставляет православную книгу другой литературе; он нацелен на то, чтобы обратить внимание самых широких кругов читателей на лучшие традиции русской литературы

   В древние времена люди оставляли наскальные рисунки о своей жизни, передавали сообщения с помощью гонцов. В дальнейшем стали писать на глиняных дощечках. В Древней Руси писали на бересте – это был дешевый, но не долговечный материал. С берёзы снимали верхний слой коры, кипятили, скоблили. После этой обработки, береста становилась мягкой, эластичной. На ней писали острым железным или костяным стержнем.    

Сохранилось не очень много таких берестяных грамот.

   Древние египтяне приблизились в большей степени к современным представлениям о книге. На берегах Нила, в Древнем Египте, рос папирус. Стебель этого растения очень легко расщепляется на волокнистые ленты. Из них вручную делали длинные полосы, выглаживали и сворачивали в свиток. Записи на этой ленте делались столбиками. Были даже железные книги.

   Бумагу изобрели в Китае. Появление бумаги было очень важной исторической вехой в культурном развитии человечества. Живет книга уже несколько тысячелетий, но не всегда она была такой, какой мы видим ее сейчас. Первые славянские книги были рукописными. Создавали их в тишине монахиОни старательно выписывали каждую буковку. Если находили какую – либо ошибку, то приходилось переписывать всё заново. Рисовали иллюстрации. Заглавные буквы писали красными чернилами. Такие буквы назывались буквицами.

   Буквица – первая прописная буква книги или главы в книге. Но буква не простая, а украшенная.

    Это был тяжёлый труд. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах.

    По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади. Работа монахов, по переписке книг, была одной из самых высокооплачиваемых. Поэтому мастера получали за свою работу огромные по тем временам деньги – до четырех тысяч рублей серебром.

   Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Книги были очень дорогие и являлись величайшей ценностью. Часто монахи тратили годы на одну книгу.

    Для защиты от механических повреждений делали переплёт из двух досок, обтянутых кожей и имевших застёжку на боковом срезе.

    Иногда переплёт богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. Книги стоили очень дорого, цена рукописной Библии была вполне сопоставима со стоимостью дворянского поместья вместе с титулом, позволить себе приобрести книгу могли только очень хорошо обеспеченные люди.

Искусно предки книги украшали

Камнями, позолотой и эмалью.

И, словно драгоценные венцы,

Евангелия старинные сияли.

   В немецком городе Майнце Иоганн Гуттенберг в 1450 году изобрел технику печати с помощью подвижных букв. Теперь можно было печатать книги в большом количестве и относительно дешево. Был заложен технический фундамент для будущих перемен в области науки, политики и религии.

    Его изобретение — печать подвижными литерами — навсегда изменило мир. Через 100 лет после Гуттенберга появилась первая типография и на Руси. Попытки печатания книг предпринимались во многих губерниях и до этого срока, но никто не имел права печатания без царского разрешения.

    Царь Иван Васильевич - Грозный не хотел отставать от Европы и в 1552 году решил наладить в Москве выпуск печатных книг, построить Печатный Двор. По его просьбе король Дании прислал мастера Ганс Мессингейма, у которого учился книгопечатанию церковный дьякон Иван Федоров.

    Из Польши были привезены книгопечатные станки, запасные части для них и литеры на церковнославянском языке. К 1556 году они были полностью смонтированы и установлены в Московском книгопечатном дворе, который сохранился и до наших дней.

    Установкой станков и их наладкой занимался человек, известный как первый русский гравер, – Васюк Никифоров. Именно его работы украшали первые русские книги. Официально печатный двор начинает работу в 1563 году, получает щедрые средства из бюджета. Царь, оценив работу, остался доволен и стал лично покровительствовать печатному двору. Уже в следующем году на свет выходят две книги «Апостол» и «Часослов», неразрывно связанные с именем Ивана Федорова. На книгах имелись выходные данные, где было прописано его имя. Считается, что всё это время Федоров был учеником Мессингейма, его назначил учиться царь по совету митрополита Макария. Неслучайно первым изданием была книга религиозного характера. В те времена одной из основных задач церкви было образование. А все учебники были так или иначе связаны с религиозными писаниями.

   9 апреля 1563 года Федоров по царскому велению открыл в Москве первую на Руси "печатню", то есть типографию.

Федоров и его помощник Петр Мстиславец работали над первой книгой почти год!

    Печатники хотели, чтобы книга была похожа на старые рукописные книги.

Шрифт ее воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы была выделена красной краской. Начало каждой главы было украшено узором, на котором переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками.

   Первая точно датированная печатная книга на русском языке вышла в марте 1564 года. Она называлась "Деяния и Послания Апостолов", хотя чаще говорят просто "Апостол".

   Через полтора года Федоров и Мстиславец издали сборник молитвослов "Часовник". Она была маленькой, её можно было носить в кармане. Долго именно по этой книге людей и детей учили чтению. К сожалению, книга «Часовник» была второй и последней книгой, выпущенной в России.

    Кстати, Федоров был, оказывается, на все руки мастер - он сделал не только печатный пресс, но и многоствольную мортиру - дальнюю предшественницу "катюш". 

    В 1566 году в типографии Федорова произошел пожар, и есть все основания считать, что он не был случайным. Печатный двор несколько раз горел. Пожары устраивали монахи, которые были переписчиками книг и опасались за то, что вскоре станут не нужными, или цена на их услуги резко упадет. Но Федоров все же не испугался, он всякий раз восстанавливал типографию и продолжал работу. Понятно, что нарождавшееся книгопечатание многократно удешевляло процесс рукописания, лишая монастырских монополистов удобного источника шальных денег. Сегодня уже почти никто не сомневается, что за разгромом первой русской типографии стоял высокопоставленный клир богатейших монастырей, видевший в подвижных литерах Ивана Федорова непосредственную угрозу своему экономическому благополучию.

   В 1569 году Ивану Федорову и Петру Мстиславцу пришлось бежать в Литву, а потом и на Украину.

"Зависть и ненависть нас от земли и отечества и от рода нашего изгнали и в иные страны, неведомые доселе", - написал Федоров.

    Но и там компаньоны продолжили заниматься печатным делом - издали "Псалтырь" и "Азбуку".

    Первым первопечатникам на Руси были поставлены памятники. Первый памятник Ивану Фёдорову был поставлен в Москве в 1909 году по инициативе археологического общества, средства на его установку собирали 39 лет, второй памятник во Львове в 1977 году.  

Два памятника Петру Мстиславцу поставлены в городе Мстислав в Белоруссии (он там родился) в 1986 году (Здесь книгопечатник представлен в монашеской одежде еще в юношеском возрасте, видимо, перед уходом в Москву.  

   Сидящий на груде камней, он показывает рукой в сторону России)   и в 2001 году ко Дню белорусской письменности.

    День православной книги отмечается 14 марта. В марте вышла в свет   первая на Руси печатная книга – «Апостол».

   Ждём вас в нашей библиотеке!



 

 


Возврат к списку

Техническое сопровождение: «Программ Плюс» Техническое сопровождение: «Программ Плюс» © «Программ Плюс», 2001-2011